Мы хотим напомнить вам, что впервые в России в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлена столь масштабная выставка произведений художников-прерафаэлитов, новаторские идеи которых произвели революцию в викторианскую эпоху, изменив традиционные представления об изобразительном искусстве в Европе. Подготовиться к посещению одного из самых громких культурных событий этого года или освежить свои воспоминания после вы легко сможете в нашей библиотеке посмотрев иллюстрированные альбомы и книги по живописи в залах Редкой книги и Изобразительного искусства.
«Братство прерафаэлитов», основанное в Лондоне в 1848 году, по праву можно считать первым авангардным движением в Европе. Группа молодых британских художников, каждый из которых обладал своей творческой харизмой, хотела изменить не только принципы современного искусства, но и его роль в социальной жизни общества. Подобно представителям творческих объединений ХХ столетия, прерафаэлиты занимались разными видами искусства и открыто декларировали свои художественные задачи.
До середины 1850-х годов лидерами «Братства прерафаэлитов» были художники Джон Эверетт Миллес (1829–1896), Данте Габриэль Россетти (1828–1882) и Уильям Холман Хант (1827–1910), а также их старший друг и наставник Форд Мэдокс Браун (1821–1893), который формально никогда не входил в «Братство», но разделял многие его устремления. Прерафаэлиты вдохновлялись шедеврами итальянского искусства раннего Возрождения. Они отказались от темной основы, фактурного мазка и смешанных красок, принятых в академической живописи. Чтобы придать работам больше яркости и цветовой насыщенности, живописцы сами грунтовали холсты, используя дополнительный слой цинковых белил. Затем они наносили краску в виде мозаики пятен чистых тонов, единственным тонким слоем, без лессировок, сводя к минимуму фактурные эффекты. Этот метод позволял усилить яркость палитры, поскольку белый грунт просматривался сквозь тонкий прозрачный слой краски. Художники предпочитали пользоваться мягкими колонковыми кистями, обычно применявшимися для акварели.
Новый этап в жизни и творчестве прерафаэлитов наступил в конце 1850-х годов, когда вокруг Данте Габриэля Россетти сложилась группа молодых художников. В нее вошли Уильям Моррис (1834–1896), Эдвард Бёрн-Джонс (1833–1898) и Симеон Соломон (1840–1905). Их целью стало выявление связей между изобразительным искусством и поэзией, живописью и музыкой. Стремясь достичь эстетической гармонии не только в искусстве, но и в повседневной жизни, художники круга Россетти освоили дизайн и производство мебели, тканей, керамики, обоев и витражей, а также сферу книжной графики.
«Братство прерафаэлитов» – уникальное явление в европейской художественной культуре середины XIX столетия. Созданное по средневековому принципу ремесленного и духовного содружества, объединение быстро вышло за рамки религиозного искусства. Прерафаэлиты значительно расширили традиционный круг христианских сюжетов и обратились к новым темам, основанным на литературных источниках и социальной проблематике. Использование принципиально новых методов и художественных техник и свободное владение наследием прошлых эпох, будь то живопись кватроченто, полотна Тициана, готический орнамент или японский фарфор, позволили прерафаэлитам пройти интенсивный путь развития от романтизма 1850-х годов к основополагающим стилям рубежа столетий – символизму и модерну. Задолго до своих коллег на континенте британские живописцы задумались о самостоятельной эстетической ценности художественного образа.
Новаторские идеи прерафаэлитов, стремление поставить под сомнение общепризнанные ценности и идеалы красоты заставили общество пересмотреть традиционные представления о роли и предназначении изобразительного искусства. Их интересовало состояние современного общества, вопросы пола и сексуальности, расовые и имперские проблемы, диалог живописи с искусством фотографии, исследование путей взаимосвязи и синтеза искусства разных эпох. Все эти актуальные проблемы, стоящие перед представителями культуры и в наши дни, уже тогда являлись темами смелых творческих экспериментов прерафаэлитов – представителей викторианского авангарда.