図書館で日本の秋 | Японская осень в библиотеке

図書館で日本の秋 | Японская осень в библиотеке

Уважаемые читатели, с этого года мы стали участниками ежегодного фестиваля «Японская осень».

Не пропустите День Японии в Библиотеке искусств Боголюбова, который состоится в субботу 03 ноября и познакомит нас с разными удивительными направлениями уникальной японской культуры. Под одной крышей в один день пройдут мастер-классы по икебане, искусству кимоно, чайной церемонии, каллиграфии, а также японскому языку и литературе.

Вашему вниманию будет представлена выставка детских рисунков «Моя Япония» и выставка фотографии «Всемирное наследие. Япония». Вечером прозвучит концерт японской музыки.

Библиотека выражает надежду, что праздник получится ярким и запоминающимся, и будет содействовать расширению и популяризации культурного обмена и взаимопонимания между Японией и Россией. Мероприятие пройдет при содействии Посольства Японии в Москве и Отдела японской культуры «Japan Foundation» в ВГБИЛ. 

Каминный зал

12.00 Церемония открытия праздника
18.00 Концерт японской музыки

Выставочный зал, 4 этаж

13.00 Искусство  икэбаны икэнобо

Филиал института Икэбана Икэнобо в России и странах СНГ под руководством профессора Ямада Мидори. Мастера -  Давиденко Галина - глава филиала Кузнецова Надежда - профессор Икэнобо, мастер чайной церемонии, мастер оригами, преподаватель, постоянный участник международных выставок

Лохова Татьяна - профессор Икэнобо, преподаватель искусства икэбана, постоянный участник международных выставок.

Школа Икэнобо была основана в VI веке священником Оно но Имоко, который после посещения в 603 году Китая впервые стал составлять алтарные композиции из живых цветов. Впоследствии он взял имя Сэн Му Икэнобо («икэнобо» - хижина у пруда), а в середине XV века и школа икэбана также получила это имя. В настоящий момент ее возглавляет 45-й потомок Оно но Имоко – Сэн Эй Икэнобо. С начала XX века школа Икэнобо приобрела статус института, где изучают различные виды традиционных искусств. Сейчас она имеет более 500 филиалов и более 3 миллионов последователей. В Москве школа аранжировки цветов Икэбана Икэнобо была открыта 1992 году. В 2012 году Икэбана Икэнобо празднует свое 550-летие по всему миру.

Выставочный зал, 4 этаж

14.00 Открытие фотовыставки «Всемирное наследие: Япония»

Кадзуёси Миёси родился в 1958 году в префектуре Токусима. В 1981 году окончил отделение Массовых коммуникаций филологического факультета университета Токай. В 1985 году в возрасте 27 лет стал самым молодым призёром премии Кимура Ихээ. С тех пор как в 13 лет он посетил Окинаву, он продолжает путешествовать и создавать серии фотографий под общей темой «Рай» во всех уголках мира: на Мальдивах, на Таити, в Африке, в Индии, в Гималаях, на Южном полюсе.
Его работы включены в постоянную коллекцию Международного музея фотографии George Eastman House в США. Серия «Объекты Мирового культурного наследия Японии» вышла в свет в 1998 г.
В 1993 году Япония впервые внесла в список объекты, расположенные на её территории: горный хребет Сираками, остров Якусима, замок Химэдзи и архитектурные памятники буддизма в районе храма Хорюдзи. Позднее были зарегистрированы культурное наследие старой столицы Киото, деревни Сиракава и Гокаяма, являющиеся памятниками архитектурного стиля гассё-дзукури, мемориальный комплекс Хиросима, святилище Ицукусима и т.д. В 2000 году список Мирового культурного наследия пополнился замками гусуко королевства Рюкю, а в 2004 году – долиной духов и тропой паломников горного хребта Кии. Всего список японских объектов всемирного наследия насчитывает 16 объектов.

Выставочный зал, 4 этаж

15.00 Искусство икэбаны - СОГЭЦУ

В своих работах члены московского филиала показывают зрителям колоссальные  возможности  для творчества, открывающиеся при соприкосновении с икэбана СОГЭЦУ.
  Одна из наиболее новаторских школ икэбана - СОГЭЦУ, название которой объединяет в себе два иероглифа «трава» и «луна»,  была образована в 1927 году.
Необычные технические приемы расстановки растений, доказывали  возможность использования в икэбана самых разных материалов растительного и нерастительного происхождения: камень, бумага, железо, пластик и даже предметы повседневного обихода.  СОГЭЦУ – одна из самых многочисленных школ икэбана как в самой Японии, так и за ее пределами - филиалы школы СОГЭЦУ открыты в 110 странах.
  В Российском отделении школы  образовано в 1994 г. при поддержке Посольства Японии.  Это общественная организация находится под патронажем штаб-квартиры СОГЭЦУ в Токио, ее главной задачей является популяризация искусства икэбана и обучение всех желающих по методикам, созданным в школе СОГЭЦУ. Сейчас Московский филиал СОГЭЦУ насчитывает свыше 60 человек. Большинство преподавателей МФС являются официальными членами Ассоциации Преподавателей СОГЭЦУ (Токио) с правом выдачи сертификатов от имени школы.
  
  Зал Редкой книги

14.00 Мастер-класс по японской  игре Го

Мастера -  Подоляк Максим - Президент Федерации Го г. Санкт-Петербурга

Поваляев Михаил - руководитель московского Го-клуба "Территория"

История игры.

Го - настольная логическая игра. Как и в шахматах, в ней все зависит от способности игрока предвидеть ход игры, составить и воплотить в партии оптимальный план действий. Поэты называли ее игрой политиков и дипломатов. В Японии в VIII веке занятие ею было приравнено к упражнениям на музыкальных инструментах. Чуть позже были введены ограничения на атрибуты игры: простолюдинам разрешалось играть только галькой на грубых, необструганных досках. Затем игра почти на три века стала исключительной привилегией императорского двора. В музее древних национальных сокровищ в городе Нара хранится комплект, изготовленный для императора. Особым великолепием поражает доска, выполненная из древесины драгоценных пород и богато инкрустированная изображениями птиц и животных, а камни - из драгоценных камней красного и белого цветов.

На русском языке первая брошюра по го вышла в Петербурге в 1914 году, но большого распространения игра не получила. В начале 60-х годов интерес к го возродился, и правила игры стали печататься в популярных в то время журналах. В 1988 году российская команда игроков Го стала чемпионом Европы.
 
Зал Редкой книги

16.30 Мастер-класс по игре  сёги

Официальное наименование организации - Союз игроков японских шахмат СЁГИ. Мастера,  которые будут проводить мероприятие: Синельников Игорь Захарович (Президент НП «СЁГИ») и   Макаров Павел Александрович.

    По мнению современных историков, сёги представляют собой обособившуюся ветвь шахмат.    

   Первые документальные свидетельства о шахматной игре в Японии относятся к VIII веку.   Среди  игр, распространившихся в это время,  была и игра на доске 9x9.
  
   Первые археологические находки фигур сёги относятся к XI веку. Эти фигуры имеют уже вполне современный вид — пятиугольные плоские фишки с иероглифическими обозначениями. В это время существовали «малые сёги» и «большие сёги». «Малые» игрались на доске размером 9x9, «большие» — на доске 13x13. Фигуры и ходы были теми же, что и сейчас, но отсутствовало основное отличие современных сёги от шахмат — возможность повторного введения в игру захваченных фигур противника на своей стороне.
  
        В XVI веке  появилась  игра сёги, которая известна сегодня.  Это «малые сёги» на доске 9x9 и  число фигур до 40.  Взятые игроком фигуры противника переходили к взявшему и он мог в любой момент вместо своего очередного хода выставить на доску любую из этих фигур как собственную. Это новшество кардинально изменило стратегию и тактику игры.

       В XVII веке сёги, наряду с го, получили привилегированный статус за счёт того, что ими увлекались тогдашние военачальники и правители Японии. Существовала даже придворная должность сёгидокоро (министр сёги).

       Сёги активно развивались, к XIX веку была уже достаточно хорошо разработана теория игры, существовало несколько школ, выходила литература. К 1924 году была создана Токийская федерация сёги, которая позже была преобразована во всеяпонскую профессиональную лигу сёги.

Боголюбовский зал, 4 этаж

12.00 Мастер-класс по оригами

Московский Детский Центр Оригами Оригами-до при отделе культуры Японского фонда и при посольстве Японии в Москве.  Мастер  - Чащихина Зоя .

Оригами - древнее японское искусство складывания фигурок из бумаги.

Выдающимся деятелем оригами в 20 веке является японский мастер Акира Ёсидзава. Он разработал азбуку оригами и создал огромное количество новых моделей оригами. В результате его деятельности оригами стало известно во всем мире. Единственным его учеником в России является Зоя Чащихина, которая  (проведет занятие по оригами,  она - президент Московского Детского Центра Оригами.

Она автор более 2000 оригамных фигурок, имеет ряд публикаций.

Боголюбовский зал, 4 этаж

15.00 Демонстрация кимоно

Япония – одна из немногих развитых стран мира, где национальный костюм также популярен, как современная одежда «европейского» типа.
  
  Это национальный костюм Японии. Первоначально слово "кимоно" означало вещь для того, чтобы носить (ki, носить и mono - вещь). Сейчас это слово используется для обозначения специфического типа одежды во всю длину. В Т-форме, прямо выровненная, которая  ниспадает до лодыжки, с воротниками и широкими рукавами во всю длину. Кимоно обернуто вокруг тела, всегда слева направо и поддерживается широким поясом, который обычно привязывается на спине. Чаще ее  носят с традиционной обувью и особыми носками (tabi).

 Сегодня, кимоно чаще всего надевают женщины, в особые дни своей жизни.  Некоторые  мужчины  старшего возраста все еще носят кимоно. Они  надевают кимоно чаще всего на свадьбы, чайные церемонии, и другие очень специфические или очень формальные случаи.
Профессиональных борцов сумо часто можно встретить в кимоно. Сегодня  желающие узнать о кимоно больше, имеют возможность  послушать лекцию, как одевать и как носить кимоно, а также получить информацию, какое кимоно выбрать для того или иного сезона и события, и соответствующие случаю образцы рисунка кимоно и ткани, соответствия предметам нательного белья кимоно и аксессуарам, наслоение одежды  согласно определенным значениям; где учат не только, как выбрать, но и как надеть кимоно и завязать пояс obi, и другие аксессуары, связанные с кимоно.

      Учебный кабинет, 5 этаж

12.00 Открытый урок японского языка (мл. группа)

13.00 Открытый урок японского языка (ст. группа)

Японский язык  -  9-й  в мире. Число свободно говорящих -  около 140 миллионов человек, родной для 125 млн.  

Бо́льшая часть японоговорящих проживает на Японском архипелаге. Частично используется японский язык. В Тайване, части Китая. Также наблюдается употребление языка японскими эмигрантами в некоторых областях Северной и Южной Америки (Калифорния, Гавайские острова, Бразилия, Перу). Японский язык  доступен для изучения в школах большинства стран Азии и Океании. В последние годы с ростом популярности  всё чаще изучается поклонниками данного жанра по всему миру.

Юношеский зал, 1 этаж

12.30 Мастер-класс по гравюре (группа 1)

13.30 Мастер-класс по гравюре (группа 2)

Когда говорят «восточное искусство», первое, что вспоминается большинству людей,— это японская гравюра.  Именно она представляет в глазах европейцев наиболее яркие черты искусства Востока. Красочная и вместе с тем изысканная, экзотическая и понятная по содержанию гравюра впервые привлекла внимание художников и любителей искусства во второй половине XIX столетия. Японской гравюрой увлекались Тулуз-Лотрек, Мане, Дега, Ван-Гог. Знакомство с ней повлияло на творчество русских и советских художников: Билиби-на, Сомова, Остроумовой-Лебедевой, Митрохина, Верейского. Сейчас японская гравюра заняла достойное место в ряду значительнейших достижений мирового искусства.

Юношеский зал, 1 этаж

16.00 Мастер-класс по   каллиграфии

Мастер  - Исидзима Каори  окончила институт каллиграфии в городе Ито. В 1999 году получила сертификат мастера каллиграфии в Японском обществе обучения каллиграфии в Токио. В 2000 – 2004гг. работала начальником отдела в Японском обществе обучения каллиграфии в Токио. В 2005 – 2008гг. преподавала каллиграфию в Праге в галерее «Ю-Ю», в Карловом университете, в обществе Чешско-японской дружбы, в институте Дэвида Холиса. Также в Праге демонстрировала свои работы на различных мероприятиях, концертах и вечерах.

Японская каллиграфия – одно из самых популярных изящных искусств Японии. Каллиграфические работы ценятся не меньше, чем произведения живописи. Этот вид изобразительного искусства, помимо художественных достоинств обладает глубоким философским смыслом.

В  самом простом понимании каллиграфия – это искусство красиво писать. Мастер бамбуковой кистью создает тушью на рисовой бумаге произведение искусства. Оно воплощает гармонию и красоту.

Соотношение  простого и изящного – ваби-саби – один из основных принципов восточной эстетики ясно отражается в каллиграфических работах. В восточной каллиграфии нет ничего случайного: для каждой линии и точки важно начало, направление, форма и окончание, важен баланс между элементами, и даже пустое пространство говорит о многом. Иероглифы гармоничны, пропорциональны, сбалансированы.

Японская каллиграфия – это не только красота, но и смысл, зачастую более сложный, чем значение написанного кистью иероглифа. Гармония и изящность линий не только создают эстетическое наслаждение, но и передают тысячелетнюю мудрость. Жители Востока верят, что иероглиф имеет также сакральное значение, ведь письмо на Востоке считается посланием Неба, а потому каллиграфический знак несет в себе энергетический заряд. Рассматривая каллиграфическую работу, думайте об успехе, свете, любимых, радости, творчестве – обо всем, что делает Вас счастливым, и счастье обязательно войдет в Вашу жизнь, - говорят японские мастера.

Галерея, 1 этаж

12.30 Открытие выставки детского рисунка «Моя Япония»

Авторы работ -  воспитанники студии изобразительного искусства Children’s Art studio при МОУ «Лицей № 7» (г. Электросталь). Студия – постоянный участник международных конкурсных выставок в Йокогаме  и в Токио. Руководитель студии – Косов Анатолий Егорович.

           Изостудия  образовалась 1971 году. Более восьмистам талантливым ребятишкам изостудия дала путевку в замечательный мир искусства. С 1983 года рисунки детей регулярно и успешно участвуют в международных выставках и конкурсах. Они удостоены  многочисленными  медалями и премиями:    «Золотая палитра», Гран При (в Японии и  в Сербии), в том числе дипломами  США, Мексики, Канады, Германии, Англии, Китае, Швеции, Македонии, Марокко, Японии, Франции. Студия активный участник проекта в международном обмене юношеским творчеством. Работы студийцев хранятся в норвежском музее детского искусства. В 2006 году Изостудия была удостоена права быть зарегистрированной в русскоязычном издании книги рекордов Гиннеса – как самая титулованная детская студия.  Картины  ребят - это маленькие кирпичики, из которых они строят веселый и яркий мост дружбы между континентами. Работы студийцев проникнуты любовью к своему Отечеству.  Для многих детей изостудия стала не только увлечением, но и определила выбор будущей профессии.

Голубая гостиная

13.00 «Ветка сакуры». Литературно-музыкальная композиция по классическим японским хокку и
танка

16.30 Показ видеоматериалов о Японии

Розовая гостиная

14.00 Искусство чая

Московское отделение чайной школы "Урасэнкэ", НП "Тяною" (это две организации - японская и русская, являющиеся по  сути одним и тем же.   Мастера, которые будут проводить мероприятие с демонстрацией, лекцией, подачей чая: Кудряшова Анастасия Вячеславовна,  Голунова Наталья Николаевна,  Сорокин Юрий Павлович.

   Кудряшова Анастасия Вячеславовна – начала вести  занятия  с 1989 г., в настоящее время инструктор высшего ранга, чайное имя - Сото, в 1995 и 2000 г.г. две годичные стажировки в чайном центре "Урасэнкэ" (Киото), участвовала в саммите Большой Восьмерки "Окинава-2000", а также в ряде международных демонстраций и показов чайного искусства  в Японии, Финляндии, Италии, Украине. Она автор статей по теме "Искусство "Пути Чая", один из авторов сайта www.chanoyu.ru, исполнительный директор НП "Тяною". 

       Урасэнкэ - это название семьи, дома, расположенного в Киото, члены которого вот уже на протяжении 16 поколений (около 500 лет)  профессионально занимаются искусством Чая. «Урасэнкэ» является не только центром по изучению и преподаванию традиций "Пути Чая", но и общественной организацией, деятельность которой направлена на достижение глобального мира на земле, гармонии между человеком и природой. «Урасэнкэ» активно участвует в ряде программ ЮНЭСКО и других международных общественных организациях.

Московское представительство одной из крупнейших и влиятельнейших чайных школ Японии –  «Урасэнкэ», официально открытое в 1991 году, является одним из самых больших филиалов в Восточной Европе. В отличие от большинства других международных представительств, где искусством «Пути Чая» в основном занимаются временно или постоянно проживающие за границей граждане Японии, в Москве существует уникальная возможность для всех желающих попробовать свои силы в изучении этого искусства.

В 1995 году в Институте стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова была построена и передана в дар чайная комната. Под патронажем Московского представительства вот уже более 20 лет работает чайный центр «Тяною».  Филиалами Московского отделения являются чайный центр "Тяною" г.Екатеринбург, чайный центр "Тяною" г.Санкт-Петербург, клуб любителей чайного искусства "Тяною" г.Киев (Украина).