Вслед Боголюбовской конференции

В день памяти А. П. Боголюбова — 7 ноября — в Библиотеке искусств им. А. П. Боголюбова состоялось открытие конференции «Ибо искусству я посвятил почти все целиком». Основной задачей было отметить 195-летие знаменитого художника появлением новых научных работ о его жизни и творчестве.

Программа конференции была насыщенной, а состав участников — весьма представительным. Библиотека смогла собрать специалистов из ведущих российских музеев, библиотек, учебных заведений и исследовательских центров Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Калуги.

В начале конференции состоялась поминальная молитва, которую провел священник Храма Пимена Великого о. Константин с певчими и знакомство с работами графиков 70—80 годов из коллекции искусствоведа Н. В. Огаревой. Представленные на выставке ее памяти «Признание в графике», они ярчайшим образом демонстрируют художественные предпочтения саратовских художников того времени. Вот почему особенно ценными были комментарии к их произведениям от Саратовского государственного художественного музея А. Н. Радищева.

Далее участников конференции тепло и радушно приветствовал директор библиотеки В. О. Семенов.

 «Ибо искусству я посвящал почти все целиком…»

Открылась конференция ярким докладом старшего научного сотрудника отдела зарубежного искусства Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева Л. П. Красноперовой, поставившим высокую оценку деятельности известной и всеми почитаемой Н. В. Огаревой, посвятившей А. П. Боголюбову главную часть своей творческой жизни. Сердечным, искренним было прозвучавшее вслед за этим признание в любви к своему наставнику Елены Михайлик, пробывшей рядом с Н. В. Огаревой в качестве секретаря последний год ее жизни.

Интересным исследованием представился доклад «Живописцы дома Боголюбова», сделанный директором Библиотеки искусств им. А. П. Боголюбова В. О. Семеновым. Он осветил доселе не изученную художественную историю учреждения в годы НЭПа и индустриализации.

Выступление главного архивиста Государственного архива Саратовской области М. Н. Шашкиной с докладом «А. П. Боголюбов и И. Я. Славин: соотечественники, современники, соратники» погрузило слушателей в ранее недоступный мир деловых и товарищеских отношений радетелей создания радищевского музея, их жертвенного служения новой просветительской идее.

«Ибо искусству я посвящал почти все целиком…»

Отрадно заметить, что впервые боголюбовские конференции приобрели в качестве научных докладчиков представителей военно-морских структур. С большой заинтересованностью участники конференции прослушали выступления главного специалиста Российского Государственного Архива Военно-Морского Флота О. Н. Кондаковой «Альбомы морских видов северного и южного берегов Финского залива художника А. П. Боголюбова» и курсанта ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» Д. И. Никитина «А. П. Боголюбов-моряк». Иллюстрации, сопровождавшие эти доклады, неторопливо и подробно раскрывали этапы жизни А. П. Боголюбова, посвященные исполнению своего служебного долга, неотъемлемо связанного с художественным творчеством.

Патриотические мотивы живописи художника нашли отражение и в следующем докладе — третьего представителя Санкт-Петербурга, доцента Государственного университета промышленных технологий и дизайна М. В. Посохиной. В ее выступлении «А. П. Боголюбов и "Художественный листок" В. Ф. Тимма» представлено редчайшее для сегодняшнего дня уникальное издание и значение в его публикациях рисунков знаменитого художника.

«Ибо искусству я посвящал почти все целиком…»

Сообщение «Жизнь и деятельность А. П. Боголюбова как опыт освещения в краеведческом пространстве Областной библиотеки для детей и юношества имени А. С. Пушкина» было сделано главным библиотекарем из г. Саратов Б. Л. Маклярской. Практическая ценность материала в том, что это — готовые методические указания, которые библиотекари могут использовать в своей работе.

Доклад «А. П. Боголюбов в Италии» представила в своем выступлении читатель Библиотеки искусств им. А. П. Боголюбова Н. А. Демидова, как впечатления от своих путешествий в страну совершенного искусства.

Тема «Еще раз об истории взаимоотношений Тургенева и Боголюбова» стала предметом выступления старшего научного сотрудника ГБУК «Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева» Е. Г. Петраш, которая в ее эмоциональном изложении приобрела особую притягательность.

 

СПб ГБУК «ГМП «Исаакиевский собор» представило подряд два интереснейших доклада, вызвавших желание к продолжению частых творческих встреч. Это доклады заведующей научно-исследовательским сектором А. В. Головановой «К вопросу о вкладе Максимилиана Лейхтенбергского в создание убранства Исаакиевского собора» и главного хранителя музея А. В. Елкина «Жизнь и творчество А. Е. Бейдемана (1826—1869)». Кроме того, в адрес конференции поступил интереснейший доклад сотрудника Калужского музея изобразительных искусств Ю. С. Заложных «Утраченные и сохраненные произведения А. П. Боголюбова в собрании Калужского музея», который был рекомендован слушателями к включению в сборник публикаций.

«Ибо искусству я посвящал почти все целиком…»

По завершению первого дня конференции представители участвующих городов собрались за круглым столом для обсуждения вопроса о необходимости создания межгрегионального организационного комитета по проведению ежегодных боголюбовских конференций. И это нашло единодушную поддержку.

Второй день конференции был посвящен выступлениям сотрудников Библиотеки искусств им. А. П. Боголюбова. Доклад С. И. Дмитриевой «Боголюбов, Дюма и братья Безбородко-Кушнеревы» продолжил освещение ранее не звучавших тем. Такой же новизной было отмечено сообщение ведущего методиста Л. В. Урубковой «Денщик Боголюбова», с доказательной базой, рассказывающей нелегкую судьбу И. В. Иванова и его сыновей. В завершении рабочего дня состоялась презентация книги Софьи Митиной «Роман с Москвой», в которой, впервые, в формате художественного произведения, повествуется о жизни А. П. Боголюбова в Москве, его восторженном отношении, к ней, его московском круге общения и полотнах, рожденных московским вдохновением. Несколько страниц книги прозвучали в мастерском исполнении Почетного работника культуры Москвы, художественного руководителя А. Ю. Казанцева и главного библиотекаря Шатровой И. Г.

«Ибо искусству я посвящал почти все целиком…»

В рамках серьёзной научной конференции были не только доклады и выступления, но и музыка. Высоким уровнем мастерства, новизной и сложностью отличались произведения фортепианной музыки, исполненные Лауреатом международных конкурсов итальянской пианисткой А. Третьяковой.

На высокой ноте завершилась конференция словами директора музея-памятника «Исаакиевский собор» Ю. В. Мудрова, связывающего деятельность и творчество Алексея Петровича Боголюбова не только с создателями Исаакиевского собора, но и с целым рядом российских деятелей и творческих личностей. Эта многогранная деятельность требует дальнейшего осмысления, особенно в преддверии 200-летнего юбилея великого художника, педагога, мецената, общественного деятеля, радевшего и о процветании Отечества.

«Ибо искусству я посвящал почти все целиком…»