Студия «Слово» – мастерская (или школа) речевой подготовки, предполагающая сочетание учебных занятий теоретического характера (лекционных и семинарских) с творческой практикой слушателей.
Программа
Цель занятий:
повышение уровня речевой культуры слушателей.
Задачи занятий:
- развитие языкового чутья слушателей;
2. формирование у слушателей базовых представлений
- о природе, структуре и функционировании языка,
- о месте русского языка среди языков мира,
- о нормативности, уместности и целесообразности употребления языковых средств,
- о стилях и жанрах речи,
- о правилах речевой коммуникации в связи со стилистической и жанровой природой текстов,
- о нормах и видах красноречия,
- о языковой личности.
Тематика занятий:
2.Человек – язык – общество (Что такое язык? Как он устроен? Для чего нужен язык?);
3.Русский язык среди языков мира;
4.Как человек учился писать (графические языковые системы);
5.Нужно – нельзя – можно (система языковых норм; уместность и целесообразность употребления языковых средств);
6.«Я знаю силу слов…» (системные свойства и выразительные возможности языковых единиц разных уровней; истоки языковой экспрессии);
7.Связная речь. Текст как законченное речевое произведение;
8.Инвенция (риторическое изобретение – порождение мыслей, культура их развития);
9.Что такое красноречие? Античные риторики и риторы. Приемы украшения речи;
10.Традиции российского ораторского искусства:
- Стили, ситуации, жанры, акты речи;
- Искусство публичного выступления;
- Духовное красноречие;
- Академическое красноречие (учебное и научное);
- Искусство спора и дискуссии. Адвокатское красноречие;
- Социально-бытовое речевое общение (речевой этикет; искусство разговаривать и слушать; формы социально-бытового красноречия);
11. Заговори, чтоб я тебя увидел… (Языковая личность).
Структура занятий:
2.Беседе по теме занятия или выполнение практических заданий (рубрика «Попробуем сами»);
3.Рубрика «Из истории слов и выражений» (сообщения ведущего и слушателей);
4.Рубрика «Не говори шершавым языком…» (анализ типичных речевых ошибок и овладение способами их исправления и предупреждения).