Пасхальная выставка «Искупление»

Пасхальная выставка «Искупление»

С 3 по 22 апреля в Выставочном зале нашей Библиотеки проходит Пасхальная выставка «Искупление» из коллекции Музея Современного Христианского Искусства.

Пасха — самый главный христианский праздник: праздников праздник, торжество из торжеств. С пасхальной ночи, собственно, и началось христианство, с того момента, когда камень был отвален от гроба и ученики убедились, что гроб пуст. И тут же весть о Воскресении Христа разлетелась по всему миру. С тех пор приветствием «Христос воскресе! — Воистину воскресе!» мы радостно утверждаем Христову победу над смертью.

Но при этом Пасха остается тайной. И к ней ведет непростой путь. Ведь, чтобы воскреснуть и победить смерть, Спаситель прежде претерпел страдания и умер на кресте. А еще ранее Сын Божий сошел с небес и стал человеком, прожил человеческую жизнь, полную лишений и трудностей, принял человеческую смерть и даже сошел во ад. Все это, особенно сегодня, в век неверия и скептицизма, может показаться невероятным, мало убедительным, далеким от нашей повседневной жизни. Однако тайна Пасхи не отпускает, продолжая волновать людей сегодня, как и много веков назад.
Богословы, поэты, художники всех времен пытались разгадать эту тайну, вчитаться в слова Евангелий, в которых в отличие от современных романов, нет подробностей описываемых событий и психологических характеристик героев, а есть лишь свидетельство: так было. Но чуткое ухо и внимательное сердце сможет уловить за строками Евангелий подлинную реальность и послание каждому из нас.

Большинству темы Евангелия и Пасхи привычнее связывать с иконой, с храмовым, литургическим искусством. Однако немало художников и вне церкви обращались к этой теме. И продолжают обращаться и в наши дни. Сегодня религиозное искусство интенсивно и интересно развивается. Пример тому — коллекция Музея современного христианского искусства (МСХИ).

Сам по себе Музей современного христианского искусства — явление уникальное. В мире только три таких музея — в Ватикане, в Лесосибирске и в Москве. Основателем двух из них является православный священник, архитектор по образованию, Андрей Юревич.

На Пасхальной выставке представлена лишь малая часть коллекции МСХИ, но она весьма показательна. Это десять известных художников: Сергей Антонов, Ирина Зарон, Александр Корноухов, Елена Черкасова, Сергей Александров, Татьяна Ян, Андрей Машанов, Александр Смирнов, Сергей Элоян, Артём Киракосов. Работы подобраны на одну тему, но все они очень разные: с ярко выраженным авторским стилем, оригинальной интерпретацией, порой неожиданные по материалу или экстравагантные по подаче. Одни гвозди Сергея Антонова чего стоят! Современное искусство часто весьма неожиданно. Но все эти работы показывают, что современный художник, живущий в постоянно меняющемся нестабильном мире, под жестким давлением социума и техногенной цивилизации, продолжает размышлять о вечных ценностях, непреложных истинах, о добре и зле, о жизни и смерти, о любви и предательстве, о Боге и человеке, об отношениях людей между собой. Евангелие для этого дает богатейший материал, особенно в той части, где Христос уже не просто говорит о любви, но являет эту любовь делом, и свои слова «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» оплачивает собственной жизнью.

Начиная с Тайной вечери и до Голгофского Креста, путь Сына Человеческого становится одним актом любви, которая отдает всю себя ради спасения другого. Но именно эта жертвенная любовь и побеждает смерть, и разрушает ад, и выводит пленных на свободу.

Пасха — праздник радостный, но путь, ведущий к нему — крестный, поэтому тема Креста на выставке звучит особенно ярко, и при этом разнообразно, с разными музыкальными модуляциями. Как и тема Тайной вечери с неизменным вопросом: «Кто предаст — не я ли, Господи?».

 И тема Чаши — чаши спасения, чаши страдания, чаши, приобщающей к жизни вечной. Экспозиция построена по принципу многоголосия, полифонии, когда множество разных голосов, кажется, порой противоречащих друг другу, в какой-то момент вдруг сливаются в единый хор, дополняя друг друга, поддерживая и усиливая. И, как финальный аккорд этой сюиты - образ Воскресения — белоснежный ангел, сидящий у пустого гроба, возвещающий женам-мироносицам:

«Не ищите Живого среди мертвых. Его здесь нет. Он воскрес!»