Дневник писателя

Дневник писателя

В среду 8 сентября, в розовой гостиной Библиотеки искусств в 13 часов состоится презентация книги «Дневник писателя» автора «серпа и молота» легендарного идеологического и геральдического символа советской эпохи Евгения Камзолкина некогда выпускника Московского училища живописи, увлекавшегося искусством Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии, а в советское время — театрального художника. Это издание представляет литературное объединение «Московские зори».

Талантливый живописец и график Евгений Иванович Камзолкин (1885–1957), почти полвека проживший в Пушкино, через всю свою жизнь пронес страстное увлечение фотографией. А началось все с того, что сводный брат Алексей Иванович подарил ему, в те годы студенту Московского училища живописи, ваяния и зодчества, фотоаппарат.

Первые уроки Евгений Иванович брал у своего хорошего знакомого, старого фотографа Афанасьева, к тому времени уже лет двадцать имевшего в Пушкино фотоателье и занимавшегося обывательскими портретами «в интерьере». Дела у Афанасьева шли, судя по всему, не очень хорошо, и он вынужден был первый этаж своего фотографического заведения разделить на комнаты и сдавать в наем.

Уже с первых шагов в искусстве начинающий фотограф старался запечатлеть окружавших его людей, подмосковные пейзажи, различное состояние природы. Это сейчас мы говорим, что фотография — искусство факта, ценим её специфику — документальность. А в конце XIX и в начале ХХ веков фотографы стремились отождествить фотографию с живописью и графикой. В то время существовало даже такое направление, которому историки дали название «рядом с живописью». Надо ли говорить, что профессиональный художник Е.И. Камзолкин с первых же шагов в фотографии пошел именно по этому пути.

Он вступил в Русское фотографическое общество в Москве и, являясь действительным его членом, пристально следил за новостями в области фотографии, осваивал новейшие достижения, стремился разнообразить технику печати.

Сложным и капризным иностранным механизмом Е.И. Камзолкин пользовался недолго. Стесненный в средствах, он вскоре своими руками изготовил фотоаппарат собственной конструкции и при этом обошелся без использования дорогостоящих линз, применив вместо объектива маленькое отверстие — стеноп.

Результаты фотографических опытов превзошли все, даже самые смелые его ожидания. Отдавая предпочтение этому методу фотографирования, он писал: «Снимание стенопом, или малым отверстием, дело далеко не новое и было давным-давно известно... Правда, нет такой проработанной дали, такой резкости, но зато вся картина живет, вы забываете, что перед глазами только фотографический снимок; вам кажется: вот-вот дунет ветер и зашевелит, заиграет листьями березы, а белая, пышная ромашка закивает своею головкой... И такая яркая передача природы будет только потому, что изображение, получаемое через маленькое отверстие, довольно близко подходит к тому, как видит наш глаз». Стремясь свести к минимуму затраты на изготовление фотографий, фотоувеличитель он тоже сделал сам, использовав для этого лист кровельного железа.

Постепенно Евгений Иванович стал заметной фигурой в Обществе: проводил практические занятия по фотографическому искусству, входил в жюри фотоконкурсов, активно работал в комиссии, состоящей из членов Общества, по руководству ежемесячным иллюстрированным журналом «Вестник фотографии». Он делал рисунки к текстам, вел рубрики «К иллюстрациям» и «К нашим рисункам», выступал со статьями по теории и практике фотоискусства. Его публикации «В защиту снимков с выдержкой», «Об увеличении и увеличительных аппаратах», «Как сделать самому увеличительный аппарат» содержали подробные описания и чертежи простых и оригинальных устройств, которыми стали широко пользоваться фотолюбители, а статья «О художественности в фотографии» имела без преувеличения программное значение для понимания специфики светописи. «Надо так снять, чтобы ваш снимок говорил бы, чем увлекло вас то лицо, тот вид, который изображен, надо передать, их характер, их психологическую сторону, и только тогда, когда это будет, когда зритель будет переживать, смотря на картину, то, что фотограф хотел передать — только тогда это будет художественная фотография, произведение искусства», — делился Е. И. Камзолкин своими мыслями с читателями журнала.

Главный редактор «Вестника фотографии» Н.С.Кротков высоко ценил фотографические работы Евгения Ивановича. Вот, например, что он писал о них:

«Окно» г. Камзолкина снято стенопом. Снимок этот представляет серьезный интерес с технической стороны в смысле уравновешения яркого внешнего цвета и освещения комнаты так, чтобы и то, и другое было одинаково выработано на негатив. Вероятно (автор не сообщил нам условий съемки), это достигнуто путем большой передержки и медленным проявлением.

«В Царицыне» Е. И. Камзолкина. Снимок этот сделан без помощи объектива, камерой с малым отверстием и отпечатан на зеленом пигменте. В оригинале он производит превосходное впечатление благодаря удивительной мягкости и рельефности, свойственным такого рода снимкам, и ласкает глаз сочностью и красотою тона».

Из протоколов заседания правления Русского фотографического общества за 1908 год известно, что Е. И. Камзолкин пожертвовал Обществу 113 диапозитивов. Общее собрание «при 92-х членах и 44-х гостях» «постановило благодарить жертвователя». Эти диапозитивы потом «были показаны на экране в большом (старом) зале Политехнического музея» на одном из последующих заседаний Общества.

Обладая тонким художественным вкусом, Е. И. Камзолкин делал снимки, отличающиеся новизной и неповторимостью. Поэтому когда Русское фотографическое общество приняло решение участвовать в Международной фотографической выставке 1907 года в итальянском Турине, то среди других туда были направлены и фотоработы Е. И. Камзолкина «Ветка ореха», «Мухомор» и «Лесной вид». После закрытия выставки журнал Русского фотографического общества в Москве «Вестник фотографии» сообщил своим читателям: «Четвёртого августа закрылась выставка, устроенная журналом «La Fotografia Artistica» в июне—июле прошлого года в Турине. В ней приняло участие около 400 экспонентов, среди которых были наиболее известные фотографы различных стран Европы и Америки. Участвовали на выставке и семь членов нашего Общества: г.г. Вердан, Девятов, Камзолкин, Комов, Кротков, Носов и Прохоров… Согласно полученному теперь Р.Ф.О. постановлению жюри выставки, нашему Обществу в лице его членов присужден почетный диплом (Grand diploma di merito)…"

Почетный диплом сегодня является одним из наиболее ценных экспонатов Пушкинского краеведческого музея и выставлен для обозрения. Сюда он был передан вместе с личным архивом после кончины Евгения Ивановича его сестрой В.И. Камзолкиной.

Здесь же хранятся сделанные им и уже изрядно потускневшие от времени фотографии, включая те, на которых запечатлено наводнение 1908 года в Москве, а также около двадцати стеклянных фотопластинок — диапозитивов, хранящих многое из давней истории нашего города, что до нас не дошло. Сегодня мы ещё имеем возможность взглянуть на те «мгновения жизни» столетней давности.