«АЛЕКСЕЙ ПАУСТОВСКИЙ. НА ПОРОГЕ РАЙСКОГО САДА»

«АЛЕКСЕЙ ПАУСТОВСКИЙ. НА ПОРОГЕ РАЙСКОГО САДА»

20 апреля 2019 года галерея «Веллум» и Библиотека искусств им. А. П. Боголюбова, при участии Музея К. Г. Паустовского в рамках общегородской программы «Библионочь» открывают выставку «Алексей Паустовский. На пороге райского сада». Выставка продолжает серию проектов галереи «Веллум», посвященных исследованию и возвращению в культурный контекст наследия отечественных художников, чье творчество – как правило, в силу исторических обстоятельств – несправедливо забыто и малоизучено.
В залах Библиотеки искусств им. А. П. Боголюбова будут представлены более сорока работ Алексея Константиновича Паустовского (1950-1976 гг.) и биографические материалы – из собраний Московского литературного музея-центра К. Г. Паустовского, Мемориального дома-музея К. Г. Паустовского в Тарусе, Российского государственного гуманитарного университета, из коллекций Михаила Алшибая, Лидии Клюевой, Льва Турчинского и Марии Плавинской.

Жизнь Алексея Паустовского (1950 – 1976) – сына великого русского писателя Константина Паустовского – оказалась короткой и трагичной.
Оставшийся в памяти друзей и близких человеком обаятельным и жизнерадостным, в своих работах он был философом, остро чувствовавшим противоречия своего времени.
Алексей Паустовский относился к младшему поколению нон-конформистов, дружил с Дмитрием Плавинским и Борисом Свешниковым, Анатолием Зверевым и Александром Харитоновым, Борухом и Эдуардом Штейнбергами, чей творческий и духовный поиск был ему близок. Был участником знаменитых выставок, получивших большой общественный резонанс: «2-го осеннего просмотра картин «На открытом воздухе» в 1974 году в Измайлово (последовавшего за легендарной «Бульдозерной выставкой), выставки в Доме культуры на ВДНХ в 1975 году, в МГУ и, конечно, квартирных выставок. Учился в Московском Полиграфическом институте, вошел в молодежную секцию Московского Союза Художников.

Мария Плавинская вспоминает: «Все любили Алешу Паустовского. Он был заметным человеком среди художников нон-конформистов. Талантливый, веселый и великодушный человек, он был при этом коварно-остроумен. Обижаться никому не приходило в голову – было гомерически смешно. Пауст был яркий».

В 1972 году Алексей Паустовской написал «Автопортрет на пороге райского сада», работу, которую можно считать поэтичной и искренней метафорой судьбы художника. На картине – рыжеволосый молодой человек в очках и джинсах на секунду обернулся на границе сумрака комнаты и ослепительного света цветущего сада, на границе прошлого и будущего, бытия и небытия.
В его московских работах – скрытое напряжение, растворенное в обыденности и привычном ходе городской жизни; на картинах, которые он привозил из путешествий, – замершие в тяжелом солнечном мареве среднеазиатские кишлаки. В портретах друзей – тонкий психологизм и способность подняться до философских обобщений, не замыкаясь в рамках поиска портретного сходства.
Работы Алексея Паустовского можно было увидеть и на выставках, состоявшихся уже после его смерти: в Москве – в Горкоме графиков на Малой Грузинской, в галерее «Московская коллекция», в Советском Фонде Культуры и в Центральном Доме журналиста, в галереях А3 и «Дрезден», и в Санкт-Петербурге в Музее первого русского авангарда имени Матюшина.

Сегодня произведения Алексея Константиновича Паустовского хранятся в музее «Другое искусство» музейного центра РГГУ в Москве, в музее К. Г. Паустовского и в частных собраниях.

ВНИМАНИЕ! В РАМКАХ ВЫСТАВКИ 22 АПРЕЛЯ В 17.00 в Библиотеке им. А. П. Боголюбова состоится ВЕЧЕР ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ ПАУСТОВСКОГО, в котором примут участие коллекционеры, искусствоведы, специалисты музея К. Г. Паустовского и близкие художника.