А.П.Боголюбов

 

 

Алексей Петрович Боголюбов родился 28 марта 1824 г. в селе Померанье Новгородской губернии. С 1832 по 1834 год учился в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе, а далее в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. В 1841 г. Боголюбов закончил учебу и служил на флоте. Он побывал во многих странах: Англии, Голландии, Португалии, острове Мадейре. В 1849 году по совету художника Карла Брюллова, поступает в Академию художеств. В Академии Боголюбов учится у М. Воробьева и В. Виллевальде. Однако наибольшее влияние оказал на него И.К. Айвазовский. Уже в 1851 году художник получает малую золотую медаль за картину: “Вид Смольного монастыря с Большой Охты”.

 

Вид Смольного монастыря с Большой Охты
 
 

 

В 1853 году Боголюбов оканчивает Академию художеств с большой золотой медалью, получает аттестат 1-й степени на звание классного художника и право заграничной командировки. Одновременно он добивается отставки от службы и назначается художником Главного морского штаба.

В 1854-60 годах, будучи пенсионером Академии художеств, А.П. Боголюбов работал в мастерских известных живописцев Парижа, Женевы и Дюссельдорфа, посетил Италию, Турцию, Швейцарию и другие страны. В 1858 году за виды Константинополя, Рима и Шильонского замка на Женевском озере был удостоен звания академика, а в 1861 году – звания профессора живописи за картину «Ярмарка в Амстердаме».

В 1860-х гг. Боголюбов совершил три поездки по Волге. Великая русская река поразила Боголюбова необъятной ширью и красотой мест. Он пишет пейзажи с широким охватом пространства, передает определенное освещение, состояние дня («Ипатьевский монастырь под Костромой», 1861; «Крестный ход в Ярославле», 1863; этюд «Астрахань. Адмиралтейство» и др.). В 1860-70-е гг. художник создает большое число картин и этюдов, отображающих родную русскую природу. Среди них выделялись: «Устье Невы», «Вид Казани в разлив», «Нижний Новгород с Колокольного базара», «Голицынская больница».

 

 
 

 

В 1861-65 гг. Боголюбов занимается в Императорской Академии художеств с художниками-пейзажистами в качестве «свободного профессора без жалования». Среди его учеников – Е.А. Ознобишин, И.И. Шишкин. В 1868 году он - автор проекта создания в Академии пейзажного класса. С 1871 года становится членом Совета Императорской Академии художеств.

По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850-70-х гг. выполняет серии картин, посвященных морским баталиям Крымской и русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. («Синопское сражение 18 ноября 1757 года», 1857-59; «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной горке», 1866; «Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года», 1877 и др.). Условия заказа диктовали точность изображения всех деталей корабельной оснастки и передачи исторических подробностей. Эти картины навсегда останутся драгоценными документами о героическом прошлом русского народа и его флота.

 С 1873 г. и до самой смерти Боголюбов по совету докторов зимние месяцы проводит во Франции, только летом приезжая на родину. В мастерской Боголюбова, ставшей в начале 1870-х гг. центром художественной жизни колонии русских художников в Париже, работали И.Е. Репин, В.Д. Поленов, К.А. Савицкий, И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, А.К. Беггров. По поручению Императорской Академии художеств в 1872-74 гг. наблюдал за пенсионерами в Риме, Париже, Дюссельдорфе. В 1877 г. основывает Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников.

Наиболее яркий расцвет творчества художника падет на 80-90-е гг. В это время Боголюбов приходит к созданию своеобразного стиля картины, который можно назвать этюдом-картиной. К лучшим произведениям этого периода относятся: “Москва-река у Звенигорода”, “Пруд в Петровско-Разумовском”, “Москва. Кремль”, “Ментона”, “Тулон”.

 

Тулон
 
 

 

Творчество художника Боголюбова было неразрывно связано с передовым идейно-реалистическим искусством лучшей части русских художников-передвижников. С 1871 г. и до самой смерти Боголюбов был участником передвижных выставок, а также активным членом правления этого общества. Боголюбов всячески поддерживает идеи И.Н. Крамского и в определенный момент оказывается почти единственным в окружении главы передвижников, кто его понимает.

Боголюбов долгие годы состоял членом Совета Академии художеств и принимал деятельное участие в комиссии по пересмотру академического устава в 1890 г. Он был членом жюри многих всемирных художественных выставок. Живя в Париже, Боголюбов, совместно с И. С. Тургеневым, организовал “Кружок русских художников”.

Открытием Музея был снят почти 100-летний запрет с имени опального писателя. Устройство Музея потребовало 10 лет хлопот, преодоления столичной и провинциальной чиновной косности. Это был первый в российской провинции художественный общедоступный музей. Сейчас это – Саратовский Государственный Художественный Музей им. А.Н. Радищева. При музее художник создал Боголюбовскую рисовальную школу. После 1917 г. имя ее создателя было утеряно. Теперь это просто Саратовское Художественное училище, но сотни художников воспитывались в его стенах и стенах Музея благодаря Боголюбову. Многие из них стали знамениты, а В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев являются классиками русского искусства 20 века.

Алексей Петрович Боголюбов скончался 26 октября 1896 года. За свою долгую жизнь Боголюбов создал около 3000 произведений живописи, акварели и рисунка. Многие из них находятся в крупнейших музеях нашей страны – Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и, главным образом, в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева.